Чему нам стоит поучиться у европейцев. Колонка Вероники Степановой

Лыжные гонки08 нояб, 14:30

Обращение российской лыжницы по итогам поездок по регионам.

У нас разделение. Все причастные к спорту за прошедшие месяцы поняли, что на зимней Олимпиаде-2026 россиян не будет. Окно возможностей практически закрылось с недопуском на Кубки мира-2024/25. В теории индивидуальные спортсмены еще могут отобраться в Милан-Кортину, но на победы рассчитывать — нет.

Болельщикам биатлона, коньков и лыжных гонок пока сложно к этому привыкнуть. Они все еще живут воспоминаниями. Верны таким традиционным брендам, как Олимпиады и чемпионаты мира.

Нас, безусловно, пригласят обратно и весьма вежливо — невозможно терять рынок размером в 150 миллионов человек. Но пока мы сами просто обязаны выстроить что-то свое, новое и оригинальное.

Для этого надо сделать несколько простых вещей. Начав с тех, что не требуют каких-то огромных затрат или изменений в законах.

Примеры? Пожалуйста. На въезде в немецкий Оберхоф висит огромный плакат с фотографией и словами поддержки моей давней подруги-соперницы из сборной Германии Лизы Ломанн. Все логично — Лиза, может быть, пока не лидер своей сборной, но она местная, выросла в Оберхофе. Аналог немецкого Оберхофа у нас — это «Жемчужина Сибири» под Тюменью. Оба — шикарные, мирового уровня комплексы. И у «Жемчужины» есть своя, местная гордость: моя коллега по тренировочной группе и тоже Лиза — Пантрина. Я вижу именно ее в качестве лидера наступающего сезона в российских лыжах, у нее все для этого есть. Нет только огромного красивого плаката на въезде на стадион. Почему-то не принято у нас гордиться местными чемпионами наглядно, понятно, постоянно! Что мешает?

Вероника Степанова и Елизавета Пантрина / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

Перейдем к более серьезной поддержке. У каждой норвежской, шведской, немецкой, швейцарской лыжницы есть местные спонсоры. Да, это далеко не те деньги, что получает Фрида Карлссон как главное лицо одного огромного спортивного бренда по всей Швеции. Но именно это подчеркивает связь с «малой родиной». Не все размером денежной поддержки измеряется, мне вот очень нравится формат спонсирования спортсменами местными автодилерами. Лыжникам машина нужна всего несколько недель, максимум пару месяцев в году, на межсборье. Я, например, за полтора года тысяч шесть-семь накатала на своей. Не думаю, что европейские автопродавцы в большой расход себя вводят, давая спортсменам машины из тест-парка. Тем более что имя спонсора всегда на наклейке «на борту».

Считайте это обращением к нашим автодилерам: лыжники — ваша лучшая реклама на эти месяцы. Стильно, современно, эффективно!

В свою очередь, для европейских спортсменов привычно появляться и выступать перед коллективами работников своих спонсоров. Motivational speeches — мотивационные выступления. Не на собраниях или «линейках», а перед Спартакиадами какими-то корпоративными, забегами, эстафетами и т.д. Народ должен знать местных героев в лицо, гордиться тем, что это не просто девушка с рекламой нашей фирмы на комбинезоне по телевизору, а своя, мы ее знаем, лично общаемся. Этот элемент взаимодействия я пытаюсь и у нас привить, ездила на предприятия бывшего спонсора в Архангельской области, стараюсь делать нечто подобное и сейчас в Татарстане и Кировске. Но это пока больше по моей инициативе, хотя руководство компаний-спонсоров неизменно поддерживает такие идеи, чему я рада.

В славной Вологде есть яркий губернатор Георгий Юрьевич Филимонов. Его имя точно стало известно в этом году всем, кто хоть как-то политикой интересуется. Мне еще летом попалась на глаза одна цитата из его выступлений, ждала случая ее привести:

«Настоящий патриот России — это человек, который не замыкается в своей культуре, не изолируется от общемирового культурного контекста».

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Сегодня я пишу не о культуре, а о бизнесе и спорте, но идея мне кажется очень верной и для них. Откройте глаза: учась, беря лучшее на Западе и на Востоке, мы уже превратили наши города в одни из самых удобных в мире. Кафе, магазины, парки, транспорт в больших городах как минимум на уровне европейских. Ничто вам не мешает получить туристическую визу и отправиться посмотреть и сравнить самим.

Наша «бюрократия» наименее бюрократичная, в Германии и Австрии до сих пор общаются с властями заказными письмами по почте, а не онлайн (в продвинутых Норвегии и Швеции — как у нас, все онлайн).

А вот в спорте мы пока отстаем в плане организации, выстраивания процессов. Опора и надежда на государство как главного спонсора на всех уровнях, от детских спортшкол до сборной, — это что-то из XX века. Надо менять. Я не вижу ничего неправильного в том, чтобы спортсмен проводил много времени в поисках и в общении со спонсорами. Хочешь кататься — научись саночки возить. И не забывать говорить спасибо при этом.

Комментарии
Рекомендации