03 апр, 12:00
Гимнастика
Эксклюзив
АвторСофья Джикия

«Смотрю на гимнасток не только как на спортсменок. Мне хочется, чтобы они стали хорошими людьми». Интервью Мустафиной

Двукратная олимпийская чемпионка Алия Мустафина — о тренерской работе, материнстве и новом поколении гимнасток.

Алия Мустафина — двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях, обладательница еще пяти наград Игр.

На лондонской Олимпиаде она завоевала четыре награды - золотую, серебряную и две бронзовые, спустя четыре года в Рио взяла серебро в командном первенстве, бронзу в многоборье и второй раз в карьере стала победительницей Игр в упражнении на брусьях.

В 2017 году Мустафина стала мамой и вернулась в гимнастический зал спустя несколько месяцев после родов. Изначально Алия планировала готовиться к третьей Олимпиаде в Токио, но помогла добыть олимпийскую квоту и завершила карьеру спортсменки.

В 2021 году Мустафина начала работать в должности исполняющей обязанности старшего тренера женской юниорской сборной России. Сейчас Алия продолжает тренировать и признается, что ее нынешняя жизнь практически не отличается от той, что была во время карьеры.

В интервью «Матч ТВ» Мустафина рассказала о тренерских амбициях, воспитании дочери и любви к рыбалке.

«Вернуться мне точно не хочется. Я прошла точку невозврата»

— Алия, сейчас вы старший тренер юниорской сборной по спортивной гимнастике. Как выглядит ваш стандартный день?

— Моя нынешняя жизнь похожа на ту, что была, когда я выступала. Утром я завтракаю и иду на работу к 9:00, мы тренируемся в течение четырех часов, обедаем, отдыхаем и тренируемся еще три часа. Во время сбора спортсмены живут на базе. Они и живут, и тренируются на одной территории.

— Вы руководите личными тренерами гимнасток или равномерно распределяете обязанности?

— Мы работаем в контакте с личными тренерами, я прислушиваюсь к их мнению. Например, если тренер считает, что его спортсмену нужно дать небольшой отдых или выполнить меньше повторений того или иного упражнения, мы так и делаем.

— А бумажную работу выполняете?

— Прямо бумажной ее не назовешь. Я только составляю списки на сборы.

— То есть вы полноценный тренер, а не спортивный функционер?

— Да, так и есть.

— Вспомните, как вам предложили должность старшего тренера. Не было страшно начинать без опыта?

 — Было очень страшно, но если не попробуешь — не узнаешь. Я вообще никогда не мечтала стать тренером, но когда мне предложили эту должность, решила попробовать. Я ведь сама тренировалась до довольно серьезного возраста и выполняла некоторые функции тренера: была капитаном команды, подсказывала девчонкам, в чем их ошибки. Получается, я имела полноценное представление о работе тренера.

— У вас не было ощущения, что вы не успели насладиться вольной жизнью после завершения карьеры, теперь снова приходится возвращаться в зал?

— С момента завершения карьеры до начала тренерской деятельности прошло полтора года. Мне абсолютно не было обидно, что пришлось вернуться в зал. Все-таки тренировать и тренироваться — это разные вещи. Если бы меня позвали снова тренироваться, то были бы другие ощущения.

— Когда выводите спортсмена на старт, выдыхаете, что выступать приходится ему, а не вам? Или иногда хочется вернуться на помост?

— Есть мысли, мол, слава богу, что не я выступаю. Вернуться мне точно не хочется. Я прошла точку невозврата, провела цельную карьеру, тренировалась много лет.

«Если на нас можно было гавкнуть, наругать, то нынешнее поколение нужно заинтересовать»

— Охарактеризуйте нынешнее поколение детей. К ним нужен другой подход или применимы методы, по которым тренировали вас?

— Я работаю с девочками 12-15 лет. Это дети технологий, интернета. Мне несложно с ними работать, потому что я сама еще не старая и легко нахожу к ним подход. Я понимаю, что это поколение отличается от нашего. Если на нас можно было гавкнуть, наругать нас, то это поколение нужно заинтересовать и сделать так, чтобы они сами хотели тренироваться и становиться лучше.

— Это понимание пришло сразу или опытным путем?

— Сразу. Я очень терпеливый человек, меня сложно вывести из себя. Мне было легко найти подход к каждой ученице.

 — Есть ли среди ваших учениц те, чей уровень таланта можно сравнить с вашим?

— Все спортсмены разные. Не буду выделять кого-то. Наверное, это будет непрофессионально. Бывает, что попадаются гимнастки с непростым характером, бывают талантливые девочки.

 — Вы назвали себя терпеливым тренером. А еще как можете себя охарактеризовать?

— Я много думаю и анализирую. Любую поступающую информацию пропускаю через себя. Если даже взять ошибку при исполнении элемента, то я послушаю мнение нескольких специалистов, а только потом обозначу главную проблему и начну ее решать.

— На каком уровне ваши тренерские амбиции?

— Учитывая нынешние реалии, мне хочется, чтобы дети приезжали на сбор с удовольствием. Этот настрой должен выливаться в  продуктивную работу и результаты.

Естественно, очень хочется выходить на международные соревнования. Сложно сравнивать уровень наших спортсменов с зарубежными чисто по оценкам, не соревнуясь с ними. Судят разные люди, у всех разный взгляд. Повторюсь, что очень хочется выйти на международный помост.

— Как думаете, скоро это произойдет?

— Основной состав гимнастов получил нейтральный статус. Ждем допуски на турниры. Соревнования же проходят в разных странах, спортсменам нужно получать визы, с этим тоже могут возникнуть трудности. Пока мы только начинаем возвращаться к международным стартам, сложно что-либо прогнозировать.

— Вы пытались поставить себя на место спортсмена, который не имеет возможности соревноваться на международном уровне? Может, обсуждали эту тему с учениками?

— Я пыталась ставить себя на их место, но это сложно. Как бы я ни старалась смоделировать ситуацию у себя в голове, это не будет реальностью, в полной мере их состояние прочувствовать у меня не получится.

А что касается разговоров, то их, к моему удивлению, не было. Вопросов дети не задавали. Возможно, они читали что-то в интернете, после чего сделали свои выводы. Предположу, что обсуждали тему отстранения с личными тренерами.

— У вас есть мечта довести гимнастку до Игр? Или, когда есть собственные олимпийские награды, о достижениях воспитанников думаешь меньше?

— Не знаю, как у других тренеров, но я четко разграничиваю свои спортивные и тренерские достижения. Даже мысли такой не было, что тренерские амбиции могут быть ниже, если у меня уже есть олимпийские медали.

— Наверняка в вашей карьере возникали недопонимания с тренерами. Сейчас, будучи тренером, вы начали лучше их понимать?

— Думаю, да, стала понимать. В тренерской работе тоже сталкиваюсь с такими проблемами. Но мне немного проще — я помню свои чувства как спортсмена, поэтому сейчас мне удается сгладить какие-то конфликты.

— Вам приходится контактировать с родителями гимнасток?

— Очень редко. Если в этом есть необходимость, то они ко мне обращаются, спрашивают мое мнение. Все-таки у спортсменов есть личные тренеры, с которыми и держат связь родители.

— Читала в одном из интервью, что вы просите спортсменов не забывать про учебу.

— Я очень строго отношусь к этому. Дневники, конечно, показывать не прошу, но нахожусь на связи с директором школы. Всегда повторяю детям, что учеба — это важно, что не буду пускать это на самотек. Я прекрасно понимаю, что не каждая из гимнасток станет олимпийской чемпионкой, а вот без школьных знаний они не смогут жить. Я смотрю на гимнасток не только как на спортсменок, мне хочется, чтобы они стали хорошими людьми.

«Я никак не повышала уровень своей популярности, поэтому сейчас понимаю, к чему это привело»

— Если возвращаться к вашей карьере, то какой этап вы вспоминаете с наибольшим трепетом?

— На самом деле, всю карьеру вспоминаю с теплом. Нет моментов, за которые я могу недолюбливать свой путь в спорте.

— Когда пересматриваете выступления, слезу не пускаете?

— Не пускаю. А выступления пересматриваю для того, чтобы найти тот или иной элемент и показать его ученице.

— Сентиментальность вам чужда?

— Да, наверное. Меня так воспитала жизнь. Кто лучше воспитывает, чем жизнь?

— Как вы приняли решение о завершении карьеры?

— Одним днем. Мне стало тяжело тренироваться в силу возраста и того факта, что я вернулась к спорту после рождения ребенка. Понимала, что нет смысла просто так кувыркаться и выступать хуже, чем до этого.

— Догадывались, чем будете заниматься после спорта?

— Я уходила в никуда. Не было такого, что я подготовила почву для завершения карьеры. При этом понимала, что у меня есть время, чтобы выдохнуть и начать новую главу жизни.

— Думали уйти в сферу, не связанную со спортом?

— Нет. Если честно, я всегда понимала, что не хочу далеко уходить от гимнастки. Мне всегда хотелось популяризировать ее, дальнейшую жизнь видела рядом со спортом.

— Видите себя в дальнейшем на посту в федерации?

— Сейчас я понимаю, что мне ближе работа в зале. Но выполнять роль функционера тоже могла бы.

— Как оцените уровень зрительского интереса к спортивной гимнастике?

— Конечно, немного обидно, что гимнастика не так популярна, но федерация принимает меры для ее популяризации. Плюс гимнастика — нелегкий и травмоопасный вид спорта, многие родители боятся приводить к нам детей.

— Спортивная гимнастика — доступный вид спорта в финансовом плане?

— У меня сейчас дочка занимается, числится в спортивной школе. Это абсолютно доступный вид спорта.

— После Олимпиады вы ощущали себя звездой?

— Прям звездой — нет. Но я никогда и не стремилась быть известной, не хотела быть везде узнаваемой.

— Как считаете, вам удалось монетизировать олимпийский успех? Поступали рекламные предложения?

— К сожалению, были не те времена. У меня никогда не было никаких рекламных контрактов. Смысла об этом думать сейчас нет - не было и не было.

Просто я никак не повышала уровень своей популярности, поэтому сейчас понимаю, к чему это привело. Не жалею, как было — так было.

— В соцсетях у вас немало подписчиков.

— Когда я была более активной в социальных сетях, люди подписывались, причем в большей степени это были фанаты из других стран. Но я понятия не имела, как правильно вести соцсети, тогда ведь не было такой профессии - блогер. Какого-то глобального сотрудничества там мне тоже не предлагали.

«Воспитание учеников могу сравнить с приготовлением борща — у меня один рецепт, а у кого-то другой»

— Какая вы мама?

— Я та мама, которая все время на работе. С дочкой мне помогают родители. Мы изначально договорились с ними, что они помогут воспитать дочку. Я ведь после родов вернулась в спорт, поэтому еще на том этапе у нас были определенные договоренности.

— Как оцените успехи дочери в гимнастике?

— Она выполнила норматив первого юношеского разряда. О глобальных успехах говорить пока рано. Самое главное, что она с удовольствием ходит на тренировки, ей нравится заниматься гимнастикой. Для нас это основной успех.

— Вы пробовали заниматься другими видами спорта или сразу в гимнастику пришли?

— Кстати говоря, про другие виды спорта даже не думали и не пробовали ничем другим заниматься. Сначала отдали ее на развивающую гимнастику, а затем перешли на более профессиональный вид спорта.

— Ваша дочь понимает, что ее мама — олимпийская чемпионка?

— Наверное, до конца не осознает. Когда ты становишься олимпийским чемпионом, сам не сразу понимаешь свой новый статус.

— Среди спортсменов и родителей из ее группы на гимнастике к вам повышенный интерес?

— Никогда не было таких моментов, чтобы ко мне подходили фотографироваться, а дочка стояла в сторонке. Родители тоже никогда не подходили. Да и я не так часто прихожу на тренировки дочки.

— Вы полностью доверяете тренеру или контролируете процессы?

— Я вообще не лезу в тренировочный процесс и не собираюсь этого делать. Я доверяю тренеру и понимаю, что у каждого специалиста свое видение. Воспитание учеников могу сравнить с приготовлением борща — у меня один рецепт, а у кого-то другой.

— Если в один момент дочка придет и скажет, что не хочет больше заниматься гимнастикой, вы разрешите ей уйти из спорта?

— Мы обсудим этот момент, я узнаю причину ее решения. Если будет весомая причина, значит, так тому и быть.

— Как вы отдыхаете от работы? Чем увлекаетесь?

— Гимнастика - это и есть моя жизнь, мне не надо от нее отдыхать. Но на выходные я люблю ездить на рыбалку с палатками. Как-то друзья позвали съездить на природу, я тогда о рыбалке даже не знала ничего.

— Назовите самые рыбные места, которые любите посещать.

— Есть несколько известных мест на Оке, там можно поймать сома или судака. Иногда езжу на Волгу. Рыбалка — это отчасти удача. Как говорится, рыба клюет вчера и будет клевать завтра.