«Если бы Этери сюсюкалась со спортсменами, они были бы бесхребетными червячками». Интервью с хореографом группы Тутберидзе

Алексей Железняков — о грани между строгостью и жестокостью, критике в свой адрес и поездке на Донбасс.

Паркетный хореограф группы Этери Тутберидзе Алексей Железняков в большом интервью «Матч ТВ» рассказал о том, чем отличается мир шоу-бизнеса от спорта, отчего в фигурном катании много неуравновешенных фанатов, зачем он вызвал на бой Евгения Плющенко, а также почему Тутберидзе не уедет работать в США.

«С Димой Биланом я в жизни никогда не сотрудничал»

— Расскажи, как тебя занесло в цирк на льду?

— Получилась такая история: у меня есть очень хорошая подруга — Наталья Чистова, профессиональный и неординарный художник по костюмам, она сотрудничает с ледовыми шоу, цирком на Цветном бульваре. И она дружила с руководителем шоу на льду, куда меня в итоге и пригласили. Им в то время требовались новые постановки, свежий взгляд.

И вот как-то раз мы сидели в кафе с моим другом, с которым работали вместе, общались. Там была в том числе и руководитель этого шоу. И зашла речь о постановках, о креативе — дескать, мир шоу ушел вперед, а мы остались где-то позади. И тут Наталья как раз и произнесла: «Так вот же ребята-постановщики. Берите и делайте!»

Мы договорились, что поставим один номер. Если все получится — естественно, с учетом специфики фигурного катания, с которой мы тогда знакомы не были, — тогда будем работать дальше. Мы попробовали, поставили. Сперва было тяжело, конечно, потому что все-таки это лед. Тут все совсем другое, иная лексика движений. Такие поддержки, как на полу, уже не сделаешь — можно коньками порезаться.

Исходя из этого пришлось выкручиваться. Но затем мы втянулись, получился очень креативный номер, все были впечатлены. Ну, и руководитель этого спектакля предложила нам полностью сделать шоу — не сборную солянку номеров, а что-то вроде театральной постановки, с историей, драматургией. Естественно, я согласился.

Мы на полгода поехали за границу, я жил в Венгрии и ставил шоу. Все эти полгода мы занимались постановкой — вечером артисты выступали, а днем мы ставили. Вот так меня и занесло на лед.

— Трудно было перестроиться с паркетной хореографии на лед?

— Ну, на любительском уровне мы все, наверное, хоть немного стояли на коньках. Но, естественно, когда перестраиваешься, начинаешь по-настоящему понимать специфику. На льду по-другому работает корпус, немного другая координация.

— Наверное, даже мышцы другие задействуются?

— Да даже не то чтобы мышцы. Дело в том, что, если ты танцор, у тебя развиты все группы мышц. Этим и прекрасен танец — ты физически развиваешься очень гармонично. Не так, что ты поднял штангу и опустил, — а сразу все. Конечно, тут не на взрывную силу упражнения, как у атлетов, но все же.

Алексей Железняков / Фото: © Личный архив Алексея Железняков

— Поэтому танцору гораздо проще поменять координацию. В принципе, это происходит практически моментально — стоит только понять специфику конька. Танцоры очень хорошо координированы. Фигуристы все-таки координированы иначе — вращения, крутки, сам конек. Но это же дает им и определенные ограничения — поэтому с ними сложно работать на полу, растанцовывать. У них ступор в мозгу. Они привыкли к тому, как двигаться на льду, а на полу все совсем иначе. Другие движения, более разнообразные. Фигуристы же в основном однобокие — катаются влево, вращаются влево. Поэтому для них танец — это сложно.

А я, в целом, перестроился достаточно быстро. Изучил специфику, лексику, название шагов — все эти твиззлы, джаксоны. Вращения изучил. Где-то полгода было на полное перестроение.

— Наверное, через шоу еще и легче было перестроиться — нет соревновательных ограничений в плане правил.

— Да, конечно. В соревновательном фигурном катании ты скован — поехал туда, сделал прыжок, потом вращение. Есть техническое ограничение. А в шоу ты творишь все что хочешь. Ориентируешься на то, что красиво, что эффектно. Даже на показательных выступлениях ты можешь креативить как угодно, поэтому они и смотрятся не как соревновательные программы. Потому что это и есть то ограничение, которое не дает волю творчеству.

— А что за история про тебя и Диму Билана? Яна Рудковская говорила, что ты вроде как выступал у него на подтанцовке.

— Ой, не, это не так. На самом деле сын звукорежиссера Димы Билана одно время катался у Этери — как раз перед тем, как мы с ней познакомились. Однажды, когда я летел с Камчатки после выступления с цирком на льду, этот звукорежиссер подсел ко мне и спросил, работаю ли я как педагог, и предложил поработать с Этери. Собственно, так мы с ней и познакомились.

А Яна, видимо, что-то где-то услышала, как-то не так поняла… Не знаю. Это чистой воды муть. Я работал с очень многими звездами — с кем-то в формате халтурки на один раз, а с кем-то полноценно. Но с Димой Биланом я в жизни никогда не сотрудничал. Знаю лично Павла Воротникова, который работал звукорежиссером у Димы, а затем — у Филиппа Киркорова, но не более того.

— С какими звездами работал?

— Сложно даже вспомнить уже… Ну, давай попробуем: Саша Песков, Алена Свиридова, Лада Дэнс, Лена Терлеева, Виктория Дайнеко. Со многими из «Фабрики звезд». Неимоверное количество людей, всех реально не перечислишь.

Нас, танцоров, выгоняли огромное количество на площадку — с Валерием Леонтьевым, с Ларисой Долиной. Считай, со всеми звездами перетанцевали. Это можно даже в счет не брать, потому что это просто халтурные съемки-однодневки для телевидения. Смотришь вот ты, к примеру, большой концерт. Выходит вокалист или вокалистка, и сзади танцует толпа людей — вот это мы. И это ведь не один коллектив. Туда нагоняют профессиональных танцоров, и хореограф ставит для них отдельную постановку на этот конкретный концерт.

В мире шоу-бизнеса ведь все друг друга знают. И те же танцоры друг друга всегда подтягивают на какие-то подобные мероприятия. Все варятся в этой каше, поэтому в этом мире ты перерабатываешь просто со всеми подряд.

— Если сравнивать мир шоубиза и мир спорта — какой из них хуже?

— Ну, шоубиз — это интриганство. Болото такое… В спорте все более жестко, но в то же время конкретно. Знаешь, как говорят — при царском дворе интрижки плетут, а в армии по морде бьют. Можно сказать, что спорт — это как в армии, а царские интриги — это шоубиз.

— Выходит, спорт честнее?

— Да, однозначно.

— Даже фигурное катание? Говорят же, что мир фигурки — натуральный серпентарий с кучей интриг и подковерной возни.

— Мне кажется, все эти пороки — по большей части в головах болельщиков. Даже не «кажется» — я уверен в этом. Они разжигают такие войны! К примеру, про некоторых тренеров фанаты рассказывают, что они ругаются вдрызг, а на самом деле они общаются друг с другом, улыбаются, все уважительно у них. А что в мире болельщиков происходит… Это треш. Футбольные болельщики в стороне курят.

«Розанову надо было потерпеть, задавить свою гордыню»

— Касательно мира танцев — недавно разговаривал с Рамилем Мехдиевым, и он сказал, что это «армия, где шагают не с левой, а с правой ноги».

— Все так и есть — это армия. Даже, наверное, смешное слово скажу — это выдрючка. Я сам ведь служил, так что могу сравнить. И вот когда тебя на плацу, что называется, и в хвост, и в гриву, а шаг влево, шаг вправо — расстрел… Ну, в танцах все примерно так же. Только в армии все намного проще координационно. Танцору в армии вообще легко — быстро все схватываешь (смеется).

Рамиль Мехдиев / Фото: © РИА Новости / Владимир Вяткин

— Но в плане нагрузок и отношения — все как в армии, да. Работаешь, отрабатываешь, ноги в кровь… Все для того, чтобы довести до идеального состояния, иначе результата не будет. Почему вот фигуристы не любят классический танец. В джаз-модерне ты можешь отойти от каких-то канонов, повытворять что-то свое, поимпровизировать, а в классике прямо армейская школа. И если педагог не будет строг, не будет требовать, как прапор в армии, не получится ничего. За эту рутину фигуристы классику и не любят.

— Мы приходим к тому, что в искусстве и в спорте современные веяния в плане индивидуального подхода и более мягкого отношения к артисту/спортсмену неосуществимы?

— Насчет индивидуального подхода не соглашусь — он необходим. А в плане мягкости могу сказать так: что в танцах, что в фигурном катании если ты хочешь добиться высочайшего профессионализма, облизывание спортсмена или танцора ни к чему не приведет. Человек — он же по сути своей ленивый.

Это же чистой воды психология. Представь, к примеру. Вот растишь ты сына и постоянно с ним сюсюкаешься — и что из него будет? Вырастет пирожочек, тепличный помидорчик, который чуть что сразу расплакался и побежал к маме жаловаться. Не будет ни характера, ни стержня. И как из такого может вырасти крутой спортсмен или крутой танцор?

Строгость — не жестокость, на мой взгляд, а именно строгость — неотъемлемая часть большого спорта и большого балета. Без этого никуда не деться. Конечно, перегибать палку, оскорблять матом, бить детей — глупость. Но ведь есть и другие педагогические подходы. Есть же строгие педагоги, которых дети обожают и уважают. Без уважения вообще вся работа пропадает. Это так, возня и стрельба в молоко.

— Где в таком случае грань между строгостью и жестокостью?

— В моем понимании — когда детей бьют. Это уже жестокость, так можно ребенка передавить. Я видел таких психологически забитых детей — у них был тренер, просто деспот. И этот деспотизм ребенка ментально размазывает, он закрывается. Это уже проблемы на уровне психологической травмы.

Ребенок становится забитым мышонком. Ты пытаешься раскрепощать его в зале, искать подходы, работаешь уже не как педагог, а как психолог. За 15 лет в фигурном катании я видел много таких детей. Так что границы жестокости все же существуют, на мой взгляд. Можно шлепнуть ребенка слегка, а можно с такими оскорблениями и унижениями, что он уйдет в себя и вернется нескоро.

Я видел таких жестоких людей — и в спорте, и в хореографии. Ситуация в этом плане стала меняться только тогда, когда за это стали очень серьезно наказывать. На это обратили внимание, появились уголовные статьи. Тут тоже, конечно, нельзя перегибать, но все равно. Безумных и жестоких тренеров надо отстранять и наказывать.

— Выходит, Этери Георгиевна — не жестокий тренер?

— Нет, я бы ее точно такой не назвал. Помнишь историю «Женя в кляре», когда Этери валяла Женю Медведеву по льду? Это же было смешно, не унизительно! Дескать, хочешь поваляться? Ну давай я тебя поваляю, повожу. Это нормальный педагогический ход, чтобы ребенок разозлился, встал и пошел делать. А если бы она ее валяла по льду и параллельно унижала, костерила — тогда да, это была бы уже психологическая травма.

А вообще, могу сказать, что в мире очень много «доброжелателей». Понятное дело почему — чем человек популярнее, тем больше их появляется. Особенно теперь, в век интернета. Если раньше ты оскорбил человека — все, сразу на дуэль и стреляемся. Ну, или морду друг другу бьем. Сейчас же пишут гадости, говорят что хотят — и все безнаказанно. На мой взгляд, давно уже надо ввести наказание, статьи за эту грязь в интернете. Некоторые ведь пишут, что Тутберидзе жестокая, даже ни разу не видя ее тренировки! Придумали себе историю и сами же раздули ее до каких-то масштабов?

Что Этери строгая — да, с этим никто не спорит. Она строгий, требовательный тренер. Ну так и результатов бы никогда таких не было, если б она, как мы с тобой раньше говорили, сюсюкалась со спортсменами. Они были бы бесхребетными червячками, которые чуть-чуть умеют кататься. И никто бы не знал ни кто такая Тутберидзе, ни какие у нее девочки. А они гремят на весь мир.

Без строгости ты никогда в жизни не добьешься таких результатов ни в спорте, ни в танце.

— Со строгостью и, наверное, даже с жестокостью — согласен. С другой стороны, по поводу мата. Насколько я знаю, Этери Георгиевна может.

— Я давно не выходил на лед и от Этери не слышал каких-то таких вещей. А когда она приходит ко мне в танцевальный зал посмотреть на девочек, от нее ничего подобного нет. 

— А разве травмы — не признак жесткого подхода?

— Слушай, ну а как можно работать с элементами ультра-си без травм? Возьми кого хочешь — японцев, американцев, все будут с травмами, причем с серьезными. Тот же Юдзуру Ханю сколько расшибался о свои четверные!

Почему все время внимание на Тутберидзе — просто потому, что она флагман, передовик. Все видят только Тутберидзе. Поэтому как только у кого-то из девочек возникает травма, все сразу: «О боже, она опять кого-то сломала!» Ну это же чушь. Пойди в любую сильную школу по фигурному катанию и посчитай количество травмированных.

— Ну, справедливости ради их действительно будет много.

— Конечно! У тебя глаза на лоб полезут. Везде так, не только в фигурке даже. Можно посмотреть на художественную гимнастику, на легкую атлетику. Атлеты вообще все переломанные, с травмами. А девочки Этери у всех на виду, поэтому их и мусолят.

— Судя по тому, что ты говорил раньше, притирка с Этери Георгиевной на первых порах проходила непросто.

— Ну, когда есть команда и у каждого из ее членов присутствует свое мнение, бывает непросто. Допустим, хореограф видит одно, а тренер — другое, и каждый хочет доказать, что именно его точка зрения верная. Это поиск, который иногда может дойти и до скандала. И на этой почве мы с Этери по первости могли вздорить. Это не прям скандалы, конечно, или что-то вроде семейных дрязг — нет, сугубо рабочие споры, чья идея круче. 100% уверен, что нечто подобное сейчас происходит и с Даниилом (Глейхенгаузом), и с Серегой (Дудаковым), когда они ищут какой-то подход. Если ты будешь со всем соглашаться, ты никогда не найдешь лучшего.

— Насколько сложно вообще находить общий язык с Этери Георгиевной? И какой она вообще человек в работе — авторитарный или склонный к диалогу в коллективе?

— Она прислушивается к членам команды, конечно же. Но сперва ей надо понять человека. Она никогда близко к себе никого не подпускает. На первых порах присматривается, изучает, что он из себя представляет. Профи человек или нет. Поэтому, думаю, у нее много специалистов и поменялось, пока она не нашла костяк своей команды. Она очень щепетильна к людям и начинает прислушиваться лишь тогда, когда начинает человеку доверять.

А до тех пор молчи и работай, доказывай свой профессионализм. Вот такая у нее позиция, и я считаю, что она верная. Человек только пришел и ему сразу надо доверять? В этом нет смысла, конечно же. Вот в этот период и происходит притирка, когда надо с Этери найти общий язык. Если нашел — работать с ней будет очень легко. А если нет, человек не приживется и не сможет работать в этом коллективе, потому что Этери не будет ему доверять. А человек с амбициями такое не выдержит чисто морально.

— «Тренер с амбициями», «Не сможет работать без доверия». Прям кейс Сергея Розанова в «Хрустальном», разве нет?

— Да, соглашусь. Мое мнение — Серега рано включил звезду. Он ведь действительно талантливый человек, но не стоило тянуть на себя одеяло. Надо было поработать, добиться статуса, притереться к коллективу. Знаешь, первый шаг к краху — когда начинаешь думать, что ты круче звезд и уже всего добился.

— Розанов начал так думать во время работы с Этери Георгиевной?

— Да. Думаю, в его сознании возникла мысль — «я всему научился, все умею и уже 100% могу работать как самостоятельная единица». Вот это была ошибка, на мой взгляд. Может, ему так и не кажется и нынешняя ситуация его устраивает. Но я считаю, что в команде Тутберидзе Сережа мог бы добиться гораздо больших высот. И сейчас весь мир бы говорил, какой Розанов классный специалист и как он всех маленьких выводит на топ-уровень.

Сергей Розанов / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

— Надо было потерпеть, задавить свою гордыню. Включить холодный разум. Опять же, повторюсь, он хороший парень. Но тренеры десятилетиями добиваются авторитета — та же Этери какой путь прошла! А у него были все карты на руках, но получилось, как получилось. Иногда наши амбиции нам мешают.

«Когда участвовал в дрязгах, прям чувствовал, как из меня выходит энергия»

— Возвращаясь к теме фанатов — очень многие критикуют твою хореографию. Тебе есть что ответить этим людям?

— Ну, на самом деле хорошо ведь, когда тебя критикуют. Плохо, когда о тебе вообще ничего не говорят (смеется). Если критикуют — значит, что-то задевает… Но есть здравая критика, а есть нечто другое.

Даже если взять критику со стороны конкурирующего штаба. Они это делают не для критики даже, а просто чтобы помоями облить. Бывают иногда болельщики, которые критикуют по делу, и я к таким, кстати, всегда прислушиваюсь. Со временем я стал отделять злорадную критику от здравой.

— Критику от хейта?

— Да. Это же всегда чувствуется по тону написанного. Есть искренние, настоящие болельщики, а есть те, кто живет ненавистью. У них цель — унизить и растоптать штаб Тутберидзе, хореографа Тутберидзе. Дане Глейхенгаузу гадость какую-то написать по поводу его программ, по поводу моих танцев. Тысячам, десяткам тысяч людей все нравится, но все равно находятся те, кто бросается коричневой субстанцией.

— Уже успел понять, почему такое происходит именно в фигурном катании?

— Честно, пока до конца не понял, хотя некоторые догадки есть. Наверное, потому что фигурное катание граничит с искусством. А то, что нравится ценителям искусства, немного граничит с сумасшествием. Ну, и есть такие люди, психически немного неуравновешенные.

В футболе же все просто, а тут юные девочки, у которых крыша едет и они начинают писать гадости. Да и не юные девочки… Или какие-нибудь мужики-маньяки, которые на этих девочек смотрят. Мне кажется, все от того, что фигурное катание — это как бы балет и спорт. И поэтому в него подтягиваются вот такие люди, они вроде как и спорт любят, и в искусство ударились. А по факту ни то, ни другое.

Здесь можно с шоубизом параллель провести. Есть же сумасшедшие фанаты звезд, которые их у подъездов караулят и всякое такое. Вот в фигурном катании сейчас начало появляться что-то подобное. Оно, наверное, было и раньше — просто не было такого информационного фона. Да и интернета не было. Какой-нибудь сумасшедший просто сидел перед телевизором и всех проклинал, а сегодня ему дали возможность это все вывалить в публичное пространство.

— Дали площадку?

— Да. Типа «Спортса».

— Что у тебя за конфликт с ними?

— Я этот паблик терпеть не могу! Когда они берут какие-то статьи, они выдергивают слова из контекста и пишут, как им удобно, чтобы разжечь. Из целого материала берут вырезку и все подают так, чтобы взбудоражить как можно больше болельщиков. Они этим живут.

Я понимаю, что они делают себе рейтинги, но ведь надо знать какие-то границы. Должна быть порядочность. Перековеркать можно любой смысл, и черное получится белым. А тысячи людей ведь это читают! Кстати, много тех психически неуравновешенных, у кого кукуха едет, как раз на «Спортс.ру» и сидят. Я туда стал очень редко заходить, потому что, когда читаю эти комментарии, появляется ощущение, будто ты свалился в канализационную жижу. Хочется встать и помыться.

На этом сайте работает много замечательных людей, но некоторые занимаются вот такой ерундой. Это уже не журналистика, на мой взгляд. Это непонятно что.

— Но они ведь не коверкают цитаты. Ставят, как есть.

— Можно переставить цитаты. Или выдернуть одну и отбросить остальное — смысл получится другой. Плюс, думаю, каждый уважающий себя спортивный паблик должен избавляться от этих сумасшедших, которые пишут настолько лживые, гадкие вещи. Модераторы должны банить таких людей, это же ненормально! А они, наоборот, притягивают к себе эту гадость, как магнит.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Представь — заходит потом ребенок на этот сайт и читает все эти комментарии. Это же его психику тоже расшатывает. Должна быть цензура. Не жесткая, как при СССР, но все равно. Иначе мы скатимся в такое свинство… Уж сколько на Тутберидзе грязи вылили — и ничего. На самом деле это все уголовные статьи. Если бы подобное происходило в Штатах, за это отсуживали бы миллионы долларов. Но, думаю, и у нас скоро за это возьмутся.

— Но ведь это тоже добавляет популярности фигурке, разве нет? Скандалы все эти и прочее.

— Добавляет, конечно, но должна быть золотая середина. Ну, давайте тогда мы совсем в помойную яму скатимся! Это как в шоубизе — можно выйти на сцену и дать такой вокал, что у всех мурашки пойдут. А можно станцевать стриптиз, проорать две ноты невпопад и тоже поиметь популярность. Что лучше?

— Тяжелый вопрос.

— Ну, согласен. Но пример говорящий, мне кажется.

— Касательно скандалов — а если взять прошлый сезон? Согласись, это же было красиво — такое прям дерби Тутберидзе против Плющенко.

— Ну, со стороны Этери какое было дерби? Так, пару комментариев дала, не больше. Дерби, скорее, с другой стороны было (смеется). А Этери вообще не любитель вступать в перепалки, интервью давать. Она одно-два предложения скажет — и все, может годами молчать. Ну, только если совсем уж задели… А тогда с той стороны действительно задевали. Замес был по-настоящему серьезный, когда девчонки переходили. И заказные статьи шли во всяких пабликах.

И когда я все это видел, просто не мог промолчать. А потом подумал — все, хватит бодаться с этими ветряными мельницами и отошел в сторону. Сказал еще про себя: «Этери, ну, молодец! Мудро поступаешь, что молчишь. Пусть они там лают». Хотя иногда свербит, знаешь, какую-нибудь ответку написать. Но именно это им и нужно, они этим питаются. А нам это не нравится, мы свой свет лучше будем дарить детям и своей работе.

Вступать в эти дрязги на самом деле очень тяжело. Когда участвовал в них, я прям чувствовал, как из меня выходит энергия. Это выедает, выжигает изнутри и затягивает, как болото. И я решил, что с этим пора заканчивать.

— Но сперва выступил с вызовом Плющенко на бой.

— Да, потому что в какой-то момент эта ситуация коснулась меня лично и моей семьи и меня это задело очень сильно.

— Неужели ты правда был готов драться?

— Да, готов. Искренне это говорю.

— Ну это был бы суперхайп.

— С одной стороны, да. А с другой — можно подумать, чем это все могло закончиться для обеих сторон. Да и потом, «похайпиться» — не та цель, которую я преследовал. Я был в ярости, когда писал этот пост. А затем уже жена рассудила, мы с ней поговорили, и я понял, что это все так себе. Путь в никуда, не стоит оно того.

— Но наблюдать за этим противостоянием все равно было интересно.

— Ну, да. Это же движуха, драйв для болельщиков. А людей, которые внутри этим всем занимаются, это выедает.

— Неужели команде Тутберидзе не было интересно посоперничать?

— Нет, поверь мне. Это неприятно, а не интересно. Болельщикам, людям со стороны — да, им нравится. «О, смотри, какой там замес, огнище!» Для них это круто, и ты прав, популярность это поднимает, но нам этого все же не хотелось бы. Это мешает работать.

«До Косторной я пытался донести, что нужно не вертеть хвостом, а поработать»

— В контексте того сезона не могу не спросить по поводу твоей жесткой реакции на переходы из команды Этери Георгиевны. Почему ты так?

— Все дело в том, как происходили некоторые переходы. Уходить надо красиво — вот и все. Конечно, мы не рабы, и если с тренером ты по какой-то причине перестал находить общий язык, надо уходить. Вопрос лишь в том, как ты это делаешь.

Когда идет сложное время, пандемия, все и так плохо. В тебя вложили столько всего, поставили программы, пошили костюмы, а ты разворачиваешься и молча все это делаешь — да, я считаю это предательством. К таким вещам я отношусь очень резко.

А в целом, к переходам — да нет, абсолютно нормально. Допустим, когда Егор Рухин ушел, я не сказал ни слова. Он все сделал красиво — пришел заранее, сообщил. Не мотнул хвостом, а поговорил, подарил эти цветы пресловутые. И никто ему вслед ничего не сказал.

А если ты подставляешь перед стартом сезона, тогда, конечно, это обида. Разве это не предательство? На мой взгляд, однозначно оно.

— Ну, к той же Алене Косторной ты был довольно резок даже после последнего ее ухода.

— Я просто своим языком пытался донести до нее, что надо работать.

Фото: © Наталья Понарина / Матч ТВ

— То есть она все-таки не работала?

— Не так, как надо. Этери же не просто так будет прощаться, согласись. Она дала второй шанс, но в итоге началось все то же самое. В этой команде такое терпеть не будут.

Да и то, что я сказал, это же не резкость. Если человек все правильно поймет, то все будет нормально. А насчет того, что ты сошел с пьедестала и теперь никто, — Этери говорит это своим девочкам постоянно, потому что это правда. До Алены я пытался донести именно это — что нужно не вертеть хвостом, а поработать. И не смотреть по сторонам в поисках виноватых, а покопаться в себе. Тогда у нее все получится.

Мне кажется, у Алены просто юношеский максимализм. Она хочет все попробовать — и петь, и скакать на лошадках. И это прекрасно, нужно искать себя, пока есть возможности. Но ты все-таки публичный человек, целая армия болельщиков ждет от тебя результата. И когда его нет, они начинают искать виноватых — Этери, ее команда, все остальные. А работа-то где? Алене надо разобраться в себе — вот и все.

— Есть мнение, что некоторые ключевые положения на конгрессе ISU вводятся из-за Этери Георгиевны и ее девочек. Тот же возрастной ценз, к примеру. Согласен?

— Знаешь, очень похоже на то. Мы можем перебирать кучу вариантов, почему это происходит, но я на 100% уверен, что засилье «этерианок» уже всех бесит и раздражает. Особенно на международном уровне. Им же тоже хочется стоять с золотой медалью на шее. Вот они и думают, что, если поднимут возрастной ценз, девочки не смогут прыгать ультра-си. Но это ошибочное мнение.

Пусть поднимают, что еще сказать. Но искать какие-то лазейки окольные, чтобы встать на пьедестал, это неправильно. Из-за этого фигурное катание откатится назад лет на 20. Это же молодой вид спорта, а они добьются того, что зрелые тети станут вытирать попами лед. Ультра-си будут прыгать единицы.

Но команду Тутберидзе этим не победить. Тут дух есть, сила воли и системная работа. Не там возьмем, так в другом. Поэтому если они думают, что возрастным цензом смогут сломать нас, — нет, это глупость. Грязными методами, как на Олимпиаде, не победить.

— Ты же сейчас про ситуацию с Камилой?

— Да, конечно. Мало ли, почему это могло произойти, — провокация, загрязненный продукт, специально подлить могли. Но это все всплыло именно на Олимпиаде. Тут и думать не надо, для чего все делалось, — чтобы растоптать и уничтожить прям на месте. Окунуть Россию-матушку головой в отхожее место.

Камилу тогда вообще не надо было пускать на Олимпиаду, если вы такие правильные. Да и почему они вообще разгласили информацию о ней, если она несовершеннолетняя? Все это из рук вон. Нам устроили показательную порку, вот и все.

А Камила с такими шикарными данными — ну какой допинг? Это просто бред. Допинг в фигурном катании не помогает.

— Разве?

— Ты про выносливость? Так она у Камилы от природы знаешь какая. Даже по программам видно, как она их катает. И если про каких-то других фигуристок я могу сказать, что им нужен допинг, потому что они еле ползают по льду, то Камила прет как танк. Как и Сашка Трусова. Там такие природные данные и такие тренировки, что подмога извне не нужна. Я уверен в этом, потому что знаю этих девочек.

— Нет ли ощущения, что многие в группе закончат со спортом?

— Думаю, все зависит от сроков. Если все затянется надолго, многие начнут заканчивать. Все-таки стимул для любого спортсмена — выступать на международном уровне, а не на междусобойчиках. Если год-два — то, думаю, сильного оттока не будет.

Что касается нашей олимпийской тройки, то тут все будет зависеть от их целей в жизни. Та же Анюта Щербакова, по сути, всего добилась, взяла олимпийское золото. Камилка взяла командник — и я продолжаю говорить, что это заслуженное золото. Возможно, ей хватит амбиций и здоровья пойти на следующую Олимпиаду. Да и с Сашкой то же самое. Все будет зависеть от них самих. Конечно, всем хочется, чтобы эти уникальные девчонки остались как можно дольше.

Анна Щербакова, Камила Валиева и Александра Трусова / Фото: © Jurij Kodrun — International Skating Union / Contributor / International Skating Union / Gettyimages.ru

— А что насчет тренеров? Сейчас бытует такой дискурс, дескать, есть ли смысл Тутберидзе оставаться в России, если нас отовсюду отстранили?

— Ой, вот это вообще бред. У Этери здесь все. Понятное дело, что дочка у нее тренируется в Штатах, там крутые специалисты, с ней занимаются индивидуально, чтобы вывести пару на серьезный уровень. Разве это плохо? На мой взгляд, нет.

Просто сегодня политические дела несутся впереди паровоза, обвинения какие-то непонятные, что, если Этери поехала к дочке в Америку, это все, чуть ли не предательство. Ну глупость! Она к дочери поехала, а не Америку поддержать! У нее все в России — работа, слава, вложенный труд. Она десятилетиями вкалывала, чтобы добиться того, что у нее есть сейчас, и вдруг это все надо бросить и поехать тренировать в США? Не будет этого, это сюр и нонсенс.

— Можешь рассказать, как возникла идея поехать в ЛДНР с мастер-классами?

— Я давно наблюдаю за этой ситуацией, подарки присылал фигуристам из ДНР и ЛНР. Двоюродная сестра моя в Донецке живет. И у меня появилась идея поехать туда, чтоб поработать с фигуристами на благотворительной основе, потому что я могу представить, что там творится.

Бедные дети сидят в подвалах, жизни не видят, войнушка эта постоянная. При этом они тренируются, катаются, боясь каждый раз, как бы что не прилетело на каток. Мне это не чуждо. Какие-то «доброжелатели» написали, что я объявил сбор денег и еду туда из корыстных интересов. Неприятно это. Мы с командой едем туда дать бесплатные мастер-классы от чистого сердца, ни копейки на этом не зарабатывая. Наоборот, свои деньги вкладывая.

А сборы мы объявили, чтобы была возможность купить побольше подарков, потому что там будет 300 человек. Нужно очень много финансов, чтобы сделать им праздник, а я все-таки не миллионер.

Сейчас решились наконец поехать, потому что идет горячая фаза конфликта. Захотелось поддержать этих детей, дать им заряд позитива, чтобы они могли дальше идти по жизни. Может, кто-то из них потом станет великим фигуристом, хореографом или тренером — кто знает? У них может быть и такая жизнь, и нам хотелось бы их в нее вернуть. Чтобы они чувствовали поддержку за спиной.

Едем мы в ближайшее время, все мероприятие продлится в районе недели. Конкретные даты поездки не разглашаем в публичном пространстве — нас сразу МВД ЛДНР предупредило, что этого делать нельзя — опасно. Мало ли, вдруг какие-то провокации будут или еще чего. Поэтому просто — «в ближайшее время».

— Не страшно ехать?

— Страшновато, конечно. Мысли всякие в голову лезут… С другой стороны, а как там люди 8 лет живут? Война — это всегда страшно, но что делать. И когда ты об этом думаешь, начинаешь понимать, что ты здесь, грубо говоря, в достатке, а там люди переносят лишения. Поэтому у нас поездка благотворительная, к детям. Не политическая, не военная. И то, что некоторые устраивают такую писанину — это отвратительно. 

Комментарии
Рекомендации