Уже на следующих выходных состоится главный российский киберспортивный турнир EPICENTER по Counter Strike: Global Offensive в Санкт-Петербурге. После прошлогоднего мельдониевого скандала в большом спорте мы решили узнать, как обстоит дело к концу 2017 года в киберспорте, тем более таком как CS: GO, где быстрота реакции и ясность ума – основной залог победы. Мы обратились с вопросами к Роману Дворянкину, генеральному менеджеру российской киберспортивной организации Virtus.pro, который также возглавляет рабочую группу всемирной Федерации по борьбе с допингом.
Роман Дворянкин
– Первый вопрос – стоит ли вообще проблема допинга в киберспорте так остро, как в обычном спорте? Сейчас профессиональные сортсмены находятся в таком положении, что мировые рекорды практически невозможно побить просто на тренировках, и кто-то что-то все равно постоянно использует. Есть ли действительно ПРОБЛЕМА с допингом в киберспорте?
– В силу своей специфики киберспорт стоит особняком в плане физических показателей, которые надо улучшать для достижения результата. Например, анаболические стероиды, используемые для повышения мышечной массы, никак не помогут киберспортсмену. Поэтому единственный допинг для киберспорстмена это вещества, улучшающие внимание, повышающие концентрацию и помогающие бороться с сонливостью. Даже потенциально проблема допинга в киберспорте стоит не так остро. Есть ли проблема? В данный момент серьезной проблемы нет, так как на всех крупных турнирах уже есть допинг-контроль, а именно на турнирах киберспортсмены зарабатывает деньги. Если предположить, что в момент тренировок спортсмен что-то и принимает – это никак не поможет ему на турнире, так как там он должен быть «чистым».
– Последний скандал в киберспорте датирован 2015 годом: аддерол*, амфетамины, марихуана. Поменялось ли что-то за два года как в отношении самих препаратов, так и к отношению к допингу в плане организаторов?
– Как раз после тех скандалов и ввели допинг-пробы на крупных соревнованиях, так что сейчас все достаточно профессионально.Пока что еще не так строго, как в классическом спорте, но мы движемся в этом направлении. Например, недавно на нашем канале вышло видео, посвященное тому, как эти допинг-пробы проходят.
Смотреть на YouTubeПрохождение допинг-контроля киберспортсменами Virtus.pro
– Действительно ли эти препараты на самом деле могут кардинально усилить способности киберспортсмена? Чтобы как в видеоиграх все в слоу-мо происходило? Или это незначительные изменения, которые не влияют на конечный перформанс?
– Глобально допинг не оказывает влияния: вы не станете играть как чемпионы The International, если вы игрок средней руки. Есть препараты, которые могут на 5-10 процентов улучшить реакцию игрока и подавить чувство тревоги, однако, когда разница в умении игроков это доли процента, когда играют равные команды – 5-10 процентов уже могут повлиять на результат.
– Насколько сильно простые энергетики влияют на работу организма и влияют ли вообще? Они действительно помогают спортсменам с нагрузками во время тренировок и на турнирах, или это маркетинг?
– Энергетики имеют несколько свойств, основное из которых это, конечно, эффект плацебо: ты выпил баночку и думаешь, что вот теперь-то спать точно не захочется. Но объективно почти во всех в энергетиках есть как минимум кофеин и таурин, которые на самом деле помогают бороться с сонливостью и бодрят. Запрета на кофеин пока что нет и вряд ли будет.
– Будет ли введен допинг-контроль на постоянной основе на всех турнирах, или хотя бы на всех турнирах премьер-серии по основным дисциплинам?
– Уже сейчас допинг-контроль есть на всех крупных турнирах по CS: GO, чуть отстает DOTA2 и остальные дисциплины, но, думаю, что буквально в следующем году они тоже подтянутся.
– В преддверии EPICENTER по CS: GO – будет ли там допинг-контроль?
– Насколько мне известно допинг-контроль там будет, но мы всегда исходим из того, что даже если заранее неизвестно будет он или нет – мы должны быть ко всему готовы, и что у спортсменов не будет найдено никаких запрещенных веществ.
Также давайте вспомним, с чего вообще началась активная работа с допингом в киберспорте: ESL Katowice, 2015 год. После сокрушительного поражения Cloud9 (они не смогли даже выйти из группы) член команды Semphis в общении с журналистом достаточно расслабленно заявил, что «абсолютно все тут принимают аддерол*, всем наплевать. Нам говорили, что у нас проблемы с общением в команде – ну так вот ответ на все ваши вопросы». Это не повлекло никаких санкций в отношении команды или игрока, но ускорило введение допинг-проб на всех серьезных турнирах. И хотя до сих пор не доказана прямая связь между успехами в киберспорте и употреблением аддерола, он запрещен к употреблению на турнирах.
Смотреть на YouTubeТо самое скандальное интервью
*Аддерол – психотропный стимулятор, основанный на амфетаминах, был создан для повышения умственных и физических способностей. Препарат, который обычно назначают для лечения дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Обладает наркотическим эффектом.
Фото: cmtscience.ru, пресс-служба Virtus.pro